Для организаторов

и практиков

Среди всех существующих организационно-правовых форм потребительский кооператив – предмет исключительный. Занимая промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими структурами, между предпринимательскими и общественными организациями и не принадлежа ни тем, ни другим, он имеет существенные и ярко выраженные свойства и тех, и других. Именно поэтому в потребительском кооперативе заложены уникальные, но скрытые от поверхностного взгляда возможности для крайне выгодного использования потребительской кооперации в разнообразных предпринимательских проектах и задачах.

Рассмотрим механизм использования возможностей потребительского кооператива, зарегистрированного и действующего на основании Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Закона от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (Закон 3085-1). Обратим внимание читателя, что здесь мы не рассматриваем производственные кооперативы и различные специализированные потребительские (сельскохозяйственные, кредитные, жилищные и пр.) кооперативы как не соответствующие нашим целям, их деятельность регламентируется другими законами. Кстати, только Закон 3085-1 вполне именно соответствует кооперативным принципам Международного Кооперативного Альянса. Поясним также, что раньше потребительский кооператив, действующий по Закону 3085-1, назывался потребительским обществом, сейчас его организационно-правовую форму в соответствии со вступившими в силу поправками к ГК РФ необходимо так и называть – потребительский кооператив.

В законе особо подчеркнута социальная значимость потребительской кооперации и декларируется её господдержка, а ГК РФ относит потребительские кооперативы к некоммерческим организациям, поэтому такая деятельность, являясь адресной «социальной самопомощью» пайщиков, налогообложению не подлежит.

Потребительский кооператив – это корпорация его членов-пайщиков (физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов), совместно владеющая денежными средствами и имущественным комплексом, образованными паевыми взносами пайщиков (паевой фонд). Паевой фонд, принадлежа пайщикам, является несобственным фондом кооператива. Кроме того, кооператив имеет собственные фонды, образованные регулярными членскими взносами пайщиков (резервный, развития, взаимопомощи и т.п.). Паевые взносы – возвратные, а членские (вступительные и регулярные) взносы – невозвратные. И те, и другие могут вноситься деньгами, имуществом и имущественными и иными правами, являются целевыми поступлениями на уставную деятельность кооператива, не декларируются и не облагаются налогами. Имущественные взносы подлежат оценке самим кооперативом и в независимой оценке не нуждаются (кроме государственного и муниципального имущества).

Высший орган управления кооперативом – общее собрание его пайщиков, в котором каждый пайщик имеет один голос независимо от размера паевого взноса. Представительный орган – совет. Контрольный – ревизионная комиссия. Исполнительный орган – правление, которое может состоять и из одного председателя правления. Председатель правления распоряжается собственными фондами кооператива. Совет утверждает все целевые расходы. Потребительский кооператив может также создавать кооперативные участки по всей территории страны, в государственной регистрации они не нуждаются. Прием или исключение пайщиков, любые изменения размеров паевого фонда государственной регистрации не подлежат. Законодательно определённая цель кооператива – удовлетворение материальных и иных потребностей его пайщиков. Государство не может вмешиваться во внутрихозяйственную деятельность кооператива.

Внесенное в паевой фонд кооператива имущество становится недоступно кредиторам, приставам, рейдерам – оно имеет законодательную защиту от таких посягательств. Так спасают своё имущество попавшие в трудную финансовую ситуацию пайщики – от простых граждан до крупных холдинговых компаний, так организуются и семейные кооперативы. Внесенное пайщиком в паевой фонд имущество может быть выдано ему обратно в безвозмездное бессрочное пользование под залог стоимости его паевого взноса (т.е. стоимости этого же самого имущества).

Все операции с паевыми взносами пайщиков (внесение, пополнение, уменьшение, обмен, возврат) являются внутрихозяйственными, налогообложению и декларированию не подлежат. Два пайщика могут обменяться своими имущественными паевыми взносами, а потом могут забрать их. Например: один вносит квартиру, другой – её стоимость деньгами, потом меняются своими паевыми взносами и забирают их; первый получил деньги, второй – квартиру; так как это внутрихозяйственная деятельность кооператива (в отличие от гражданского договора купли-продажи), то налогообложения не возникает независимо от сроков владения квартирой или иных условий.

Пайщики могут внести в паевой фонд деньги и поручить кооперативу приобрести на них определенные товары; кооператив приобретает на эти средства товары и выдаёт их пайщикам по закупочной стоимости в качестве возврата их паевых взносов. На этом основаны совместные оптовые закупки. Выдача закупленных таким образом товаров не является реализацией, контрольно-кассовая техника не нужна, налогообложение отсутствует.

Обычно при любых перечисленных операциях с паевыми взносами, приносящих пайщику потребительскую выгоду, он обязан «отблагодарить» кооператив целевым членским взносом, размер которого регулируется принятой кооперативом соответствующей целевой программой (т.е. этот размер устанавливается организаторами кооператива или самими пайщиками). Это формирует необходимый объём целевых средств потребительского кооператива, его необлагаемую налогами «доходную часть».

Профицит (превышение поступлений целевых членских взносов над расходованием собственных фондов) кооператива используется организаторами кооператива и активно участвующими в его хозяйственной деятельности пайщиками для получения дополнительной потребительской выгоды – бенефитов – в виде: или выплачиваемой материальной помощи (облагается НДФЛ, но не облагается отчислениями в социальные фонды), или приобретения для них и выдачи им имущества в бессрочное безвозмездное пользование (вообще не облагается налогами), или через возврат паевых взносов, и т.д.

Таков краткий, но не полный перечень элементов организационно-хозяйственного механизма потребительского кооператива, избавляющих его организаторов и пайщиков от большой группы издержек, связанных с завышенными ценами и налогообложением (налог на имущество, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, единый налог при упрощенной системе налогообложения). Это позволяет сразу освободить от лишнего налогообложения такую деятельность, как оптовые закупки, бытовое обслуживание населения, телефонию, телевизионные сети и интернет – вообще любые схемы коллективного ресурсопользования или обслуживания клиентов, – любые схемы «клубного» типа. Достаточно лишь организовать эту деятельность на базе потребительского кооператива, или перенести в него уже готовую из своей коммерческой структуры, оформив всех своих постоянных клиентов пайщиками кооператива.

Кроме того, на внутрихозяйственную деятельность кооператива не нужны никакие лицензии, т.к. кооператив обслуживает «закрытый клуб» своих пайщиков и не оказывает услуги неопределенному и неограниченному кругу лиц. Так могут быть организованы схемы «лизинга», «потребительского кредита», «рассрочки», «залогового фонда», «страхования», «пенсионного фонда» и «инвестиционного фонда». Крайне эффективно потребительская кооперация действует и в более сложных проектах – таких, как организация и обслуживание жилищно-коммунального хозяйства, малоэтажное и квартирное строительство, антикризисное управление предприятиями и имущественными комплексами, группообразование предприятий и трансфертное ценообразование, расчетно-вексельные центры, сложные инвестиционные проекты.

Рассмотрим, наконец, простой пример из практики.

Владелец крупного фитнес-центра (тренажерные залы, бассейн, баня, кафе, спортплощадки, автостоянка) имел организационно-правовую форму своего бизнеса «общество с ограниченной ответственностью». Его ООО находилось на общей системе налогообложения, перейти на упрощенную систему ему не позволяли законодательные ограничения стоимости основных средств и объема выручки. Таким образом, он уплачивал налог на имущество (2,2% в год), НДС (18%), налог на прибыль (20%), а также НДФЛ (13%) и отчисления в социальные фонды (30,2%) с зарплаты своих сотрудников. Все эти налоговые отчисления были включены в стоимость абонементов на обслуживание и вместе с непосредственной стоимостью услуг центра оплачивались из карманов его постоянных клиентов. Предприниматель узнал о возможностях потребительской кооперации и, пользуясь услугами консультантов, перевёл свой бизнес в организованный для этого потребительский кооператив «Фитнес-Клуб», передав этому кооперативу весь имущественный комплекс центра как собственный паевой взнос, а также приняв в пайщики всех своих клиентов и сотрудников. Сэкономленные на налогах (НИ, НДС и НП) средства (несколько десятков млн.руб. в год) он разделил на две части: за счет одной части увеличил профицит и, следовательно, свои бенефиты, за счет другой части заметно снизил стоимость услуг для своих бывших клиентов, а ныне пайщиков своего кооператива, которые теперь вместо покупки абонемента платят соответствующий членский взнос. Он также существенно снизил фонд заработной платы своих сотрудников (а соответственно отчисления НДФЛ и в соц.фонды), заменив сокращенную часть зарплаты их бенефитами. Все остались очень довольны.

Для старта любому кооперативному проекту, от самого простого до сложного, нужны организаторы, или инициативные группы. Они должны вложить в него свою энергию, время, способности, а зачастую и немалые деньги. Если это предприниматель – он может перевести весь свой бизнес или его часть в некоммерческую плоскость, передав кооперативу имущественный комплекс, денежные средства и наработанную клиентскую базу. Остро встаёт вопрос защиты этих инвестиций, и здесь лучшее решение – полный контроль организаторов над потребительским кооперативом. Для защиты своих инвестиций организаторам необходимо не только сосредоточить в своих руках управление в кооперативе (т.е. все решения совета и председателя правления должны быть им подконтрольны), но и обеспечить невозможность перехвата этого управления на общем собрании кооператива какой-либо вдруг возникшей группой пайщиков-«рейдеров». При этом возникает, казалось бы, одно существенное препятствие – кооперативный принцип «один пайщик – один голос», позволяющий любому пайщику, внёсшему в кооператив минимальный паевой взнос, влиять на решение его общего собрания так же, как и пайщик-организатор, который внёс неизмеримо больше.

Однако не допустить такую несправедливость поможет давно разработанный российскими специалистами по кооперации и отшлифованный на практике в десятках успешно действующих кооперативов комплекс надёжных мер «антирейдерской», или «антивандальной» защиты, которая организаторами потребительского кооператива или их консультантами внедряется в его регламенты и систему документооборота еще на этапе создания. После этого организаторам кооператива, полностью контролирующим его деятельность, останется только добросовестно, не нарушая права пайщиков, заботиться об их потребительской выгоде и росте профицита для себя и своих пайщиков, с удовольствием соблюдая принятые кооператорами всего мира этические ценности: честность, открытость, социальная ответственность и забота о других.

Эффективно, грамотно и с минимальными затратами организовать и вести своё кооперативное дело Вам поможет наш Учебно-практический Центр «Школа Социальной Кооперации»!

Добро пожаловать в ряды российских кооператоров!

наверх

Социальная кооперация

ГПК «Лига Русской Кооперации»
ОГРН 5157746142990

 

ИП Дармодехин Дмитрий Александрович
ОГРНИП 315774600444259

© 2016 ГПК «Лига Русской Кооперации»


Политика конфиденциальности

 

Агентство COOP ART

При использовании материалов сайта
активная гиперссылка на источник обязательна